История государства в кочевой памяти

vstrecha.jpg12 декабря в Ненецком краеведческом музее прошла встреча с исследователями-антропологами из Арктического центра г. Рованиеми  в Финляндии.Они рассказали о первых результатах проекта ORHELIA – «Устная история Империй, рассказанная стариками Арктики». Беседа прошла в узком кругу сотрудников краеведческого и Пустозерского музеев, членов общества краеведов и лиц, заинтересовавшихся этой темой. Разговор затянулся до позднего вечера…

А началась эта история ещё в 2001 году на Ямале. В тот год антрополог Флориан Штаммлер был  в экспедиции в Ямало-Ненецком округе и беседовал с Пупта Пуданасевичем  и

1_72.jpgего женой. И его поразил один факт: внуки были очень удивлены, что их дед  оказался  свидетелем многих исторических событий. Тогда и возникла эта идея – записать личные воспоминания  из жизни старшего поколения, чтобы передать этот бесценный опыт молодым, и чтобы история государства рассматривалась не только с официальных позиций центра, но и через призму местной истории, глазами очевидцев.

В 2011 году этот проект получил финансовую поддержку от Академии наук Финляндии. В его круг исследования попала история сначала четырёх этнических групп: кольтта саамов (Финляндия, Россия) и саамов Кольского полуострова, европейских ненцев (Ненецкий автономный округ) и ямальских ненцев (Ямало-Ненецкий автономный округ). Чуть позже в область изучения включили и территорию республики Саха. Участниками проекта стали 7 антропологов: Флориан Штаммлер (координатор), специализирующийся на ненецком кочевом оленеводстве; Нучио Мацулло, исследующий саамское оленеводство и традиционную культуру колтта саамов и саамов; Анна Штаммлер-Госсманн, чьи работы связаны с историей народов Сибири, европейскими ненцами и саамами Кольского полуострова; Роза Лаптандер, изучающая кросскультурные и языковые связи между ненцами, ханты и коми-зырянами на территории Ямало-Ненецкого округа; Нина Месштыб, занимающаяся культурой и традиционным видом хозяйства народов Дальнего Востока, европейскими ненцами и саамами Кольского полуострова; Штефан Дудек, чьи научные интересы связаны с культурой и традиционным видом хозяйства народов Западной Сибири и европейскими ненцами; Лукас Аллеманн, специализирующийся на саамах Кольского полуострова.

В течение нескольких лет они ездили каждый по своей территории и собирали «устные исторические рассказы» старейших представителей коренных народов Севера - эту неписьменную, неофициальную, живую кочевую память. Пускай очень субъективную, но этим и ценную. Ведь любая биография тесно переплетается с историческими событиями и отражает реакцию людей на случившееся. Что касается Ненецкого округа, то исследователи побывали в Канинской тундре, в Хонгурее, Каменке, Красном, Нельмин Носе, в общине Ямб-то. Они собирали рассказы о жизни в тундре в дореволюционный и постреволюционный периоды, о том, как проходила коллективизация на Крайнем Севере и др. В ходе встречи Штефан Дудек отметил, что среди населения еще очень жива память о периоде Великой Отечественной войны. Среди других «наболевших» тем он выделил «Почему оленеводы на Канине не живут в чумах», «Лесовые ненцы», «Переход на оседлость и сменный выпас», «Школьные годы и интернат» и др. Одни воспоминания записывали на диктофон, другие – на видео, какие-то – просто на карандаш.

Конечными результатами исследования должен стать сравнительный анализ -сопоставление воспоминаний из разных регионов относительно одних событий - и выявление наиболее актуальных тем для конкретного региона. Финские ученые надеются, что материалы исследования внесут большой вклад в сохранение нематериального культурного наследия малочисленных народов Севера Финляндии и России, позволят представителям обменяться информацией и проследить общие закономерности и особенности исторического развития отдалённых северных окраин. Но уже сейчас понятно, что главная ценность проекта  - в сохранении памяти предков, ведь наша жизнь скоротечна, а тот опыт, что она в себе несёт, не должен умереть вместе с человеком.

Проект завершится в августе 2015 года. Но, как отмечают антропологи, работы осталось ещё очень много, поэтому они надеются на дальнейшее финансирование и планируют еще не раз посетить далекие заполярные окраины. «Есть что-то такое в жизни оленеводов, - как сказал Штефан Дудек, - что постоянно туда тянет. Я чувствую там комфорт и свободу. А в человеческих отношениях нахожу что-то такое, чего нет у меня на родине».

 

1_6.jpg