ВСЁ ДЕЛО В ШЛЯПЕ: Сую сава

_Детский_манекен_в_пыжиковой_шапке_-_Сую_сава._Этнографический_комплекс_НКМ.jpg   Мы продолжаем знакомить вас с головными уборами ненецкого народа в рамках познавательного Интернет-проекта «Всё дело в шляпе!», опираясь на материалы одноимённой мини-выставки и предметы, хранящиеся в фондах Ненецкого краеведческого музея.

   На этой неделе мы расскажем о головном уборе Малоземельской тундры.

 

Сую сава – пыжиковая шапка

   В Малоземельской (и отчасти в Большеземельской) тундре женщины носили пыжиковые шапки с длинными ушами - сую сава, сшитые из четырёх конусообразных кусков, сходящихся на макушке. «Уши» (сава' нэ) соединялись между собою цепочками и нитками бус, при ношении спускались вдоль спины. Концы были украшены орнаментом из камуса и копытцами новорождённых оленят. Чтобы шапка крепче держалась на голове, рядом с основанием сава' нэ спереди пришивали тесёмки или ленты, которые завязывали под подбородком. Для тяжести к длинным ушам подвешивались металлические украшения, например, в виде колеса со спицами.

_-_Шапка_сава_ненецкая_женская_-_вид_спереди.jpg_-_Шапка_сава_ненецкая_женская_-_вид_сзади.jpg
   По мнению одних групп ненцев (западных), шапка должна быть мягкой, лёгкой, теплой, достаточно просторной (свободной), удобной при езде на оленях и другой деятельности, связанной с кочевым образом жизни, охраной оленей и охотой. А по представлениям других ненцев - малоземельских – шапка должна плотно облегать голову.
   Сую сава в Малоземельской тундре носили не только женщины, но также мужчины весной и осенью.

Статью подготовила Латышева Л.П.,
зав. отделом этнографии и регионального искусствоведения
ГБУК «Ненецкий краеведческий музей

   На следующей неделе мы расскажем об особенностях головного убора ненцев Канинской тундры.

   Следите за нашими публикациями...