Коллекции

Книга «Пролог»

Книга «Пролог» MainSliderImage2 MainSliderImage3 MainSliderImage4 MainSliderImage5

Прослушать информацию

Этикетаж

Место создания: г. Москва

Дата создания: 1662 г.

Техника: печать двухцветная, рукопись

Материал: бумага, дерево, кожа

Размеры: 31,5 x 20,0 x 9,0 см

Labeling

Place: Moscow

Date: 1662

Technics: two-colour printing, manuscript

Material: paper, wood, leather

Dimensions: 31.5 x 20.0 x 9.0 cm

«Пролог» - это древнерусский церковный сборник, который представляет собой свод сокращённых житий, прич, а также поучительных наставлений святых. В нем каждое поучение расположено по дням года. Другое название пролога - Синаксарь.


На начальных листах издания сделана запись скорописью чёрными чернилами: «Подари (?) въ Д (4) день положыли сiю Книгɣ Пролог три месяца jɣни jɣли августъ в ПустоѠзерском остроге в церковь Введение Бцы стрль ПустоѠзерские на промышленные денги пообещанi (…) Федор Шадра с товарыща».


В XVII веке в Пустозерске служил стрелец Федька Мартемьянов Шадра. В 1670 году он участвовал вместе с самоедами Палкой и Хавлой в экспедиции на Югорский Шар и о. Вайгач «для рудяных опытов», на что им было выдано хлебное жалование. Федка Шадра имел двор в промысловой жире Голубковской. Как и многие стрельцы Пустозерского гарнизона, занимался рыбным промыслом. После одного из наиболее удачного промыслового сезона вложил в Введенскую церковь Пустозерска книгу «Пролог».


Временем появления в Пустозерске воинского гарнизона можно считать 1597 год, когда на воеводство сюда был назначен царский стольник князь Василий Ухтомский. До середины XVII в. состав и численность команды служилых людей периодически менялись (для охраны острога от приходу воровской карачейской самояди, для караулок и посылок по различным надобностям держали караул стрельцов из Холмогор). С 1648 года состав воинского подразделения приобрел постоянный характер. Пустозерский гарнизон стрельцов состоял из "прибранных" вольных людей, пустозерской новокрещенной самояди и ссыльных общей численностью 110 человек.


«Пролог» поступил в музей от Истоминой Людмилы Николаевны, ей его передал краевед и журнаоист В.А. Тунгусов. На данный момент он хранится в собрании ГБУК «Музейное объединение НАО».


Место создания: г. Москва

Дата создания: 1662 г.

Техника: печать двухцветная, рукопись

Материал: бумага, дерево, кожа

Размеры: 31,5 x 20,0 x 9,0 см

Church Calendar Book “Prologue”

A church calendar is an Old Russian church collection of abbreviated saints' lives, parables and saints’ instructive homilies where each lesson is arranged according to the days of the year. Another name for a church calendar is Synaxarion.

There is an ink cursive note on the opening pages of the book: «Подари (?) въ Д (4) день положыли сiю Книгɣ Пролог три месяца jɣни jɣли августъ в ПустоѠзерском остроге в церковь Введение Бцы стрль ПустоѠзерские на промышленные денги пообещанi (…) Федор Шадра с товарыща» (“This Prologue Book is presented (?) on the fourth (4) day for three months June July August in the Pustozersky prison to the Vvedenskaya Church on industrial money bought (...) Pustozersk bowman Fedor Shadra with partners".

A bowman Fedka Martemyanov Shadra served in Pustozersk in the 17th century. In 1670 together with the Samoyeds Palka and Khavla, he participated in an expedition to Yugorsky Strait and Vaygach island "for mining experiments" for which they were given a grain salary. Fedka Shadra had a yard in Golubkovskaya commercial piscatory settlement. Like many bowmen of the Pustozersk garrison, he was engaged in fishing. After one of the most successful fishing season, he invested the Church Calendar Book in the Vvedenskaya Church of Pustozersk.

1597 can be considered the time of a military garrison appearance in Pustozersk when the royal stolnik1 Prince Vasily Ukhtomsky was appointed to the voivodeship here. Until the middle of the 17th century, the composition and size of service people command was periodically changing (the bowmen from Kholmogory were on guard to protect the prison from the arrival of The Samoyedic thieves of Karachey brood, to guard and to accomplish different missions). The composition of the military unit became permanent since 1648. The Pustozersk bowmen garrison consisted of 110 people: free people, newly-baptized Samoyedic people of Pustozersk and exiles.

The museum received the Church Calendar Book from Lyudmila Nikolayevna Istomina; it had been given to her by a local historian and journalist V.A. Tungusov. At the moment it is kept in the collection of the State Budgetary Institution of Culture "Museum Association of the NAD".


1 palace servant of the Russian rulers since the 13th century.


Place: Moscow

Date: 1662

Technics: two-colour printing, manuscript

Material: paper, wood, leather

Dimensions: 31.5 x 20.0 x 9.0 cm


Посмотреть расположение

Книга «Пролог»
Решаем вместе
У Вас есть вопросы к сотрудникам Музейного объединения НАО? Знаете, как улучшить работу нашего учреждения культуры?  Напишите — решим!