Особенности традиционной одежды пустозеров

Пустозерами в конце XIX – начале XX века называли жителей Пустозерской волости, с 1891 года входившей в состав Печорского уезда Архангельской губернии, с административным центром в селе Пустозерск. В 1903 году в волости было 18 населенных пунктов, в которых проживало 1994 человека, (957 мужского пола и 1037 женского).

Пустозерская волость находилась в нижнем течении реки, занимала территорию от селения Андег до села Великовисочного. Все населенные пункты, за исключением пяти незначительных выселков, были расположены по Печоре.

Русское население Нижней Печоры имело крестьянский статус, но по сравнению с крестьянами центральной полосы России заметно отличалось большей самостоятельностью, смелостью и предприимчивостью. Объясняется это, с одной стороны, отсутствием здесь крепостного права, а с другой стороны, особенностями экономики края, где в силу суровых климатических условий пашенное земледелие не получило развития, а главным занятием, дававшим денежные доходы были рыбные и иные промыслы.

Домашним шитьем занималось все женское население Печоры. В середине –второй половине XIX века повсеместно еще существовали женский (сарафан + рубаха) и мужской (рубаха + штаны) комплексы нательной одежды. Праздничная и обрядовая одежда передавалась в большинстве случаев по наследству, составляла обязательную часть приданого и была изготовлена из старинных покупных тканей — парчи, камки, штофа и др.

Особенностями печорского комплекса одежды являлись: наличие промысловой одежды (в первую очередь у мужчин), заимствованной у ненцев верхней одежды (малица, совик); влияние коми и ненецкой одежды проявилось  как в отдельных частях комплекса (например, обувь), так и в деталях, орнаменте, терминологии (малицу перепоясывали ремнем с пряжкой — «схватом», носили вязанные из шерсти пояса, носки, варежки).

В конце XIX – начале XX века с развитием в России текстильной промышленности пустозеры сравнительно быстро перешли от домотканых холстов к тканям фабричного производства. В это время на север активно проникает городская мода. Приведем перечень некоторых журналов, которые были распространены и популярны среди модниц северных уездных городов, в том числе и Пустозерска, в конце XIX — начале XX века: журнал «Парижские моды», 1888 год, издание А.Ф. Маркса; приложение к изданию «Биржевые ведомости» — «Общедоступные моды», 1902 год, издательство С.М. Проппера; «Новейшие моды», бесплатное приложение к журналу «Родина», рекламные проспекты с образцами тканей и пр. В каждом были даны подробные описания представленных моделей, выкройки, некоторые издания включали еще и альбомы для рукоделий. Сильное влияние городской культуры объясняется контактами местного населения с приезжими чиновниками, ссыльными интеллигентами, рабочими лесопильных заводов, связями с крупными городами России.

Фабричные ткани приобретались на ярмарках у приезжих купцов, а также заказывались по рекламным проспектам и доставлялись по почте. Большой популярностью пользовались переливчатая тафта, штоф, сукно, хлопчатобумажные ткани и пр.

К середине XIX века вся женская народная одежда была заменена на городскую, современную для того времени: широко стали распространяться юбки и кофты, платья, жилеты, пальто, покупные башмаки и туфли. В.Н. Латкин, посетивший Пустозерск в 1840-43 годах, пишет: «Здешние женщины неохотно показываются в сарафане из крашенины — дай ей ситец или холстинку; только крайность заставляет отказываться от щегольства, а когда есть излишки, то они немедля переходят в каюки Усольцевъ».

На смену сарафанам приходит «парочка» – костюм, состоящий из приталенной кофты и расклешённой юбки из такой же ткани. В ней сочетаются традиции народной одежды и требования городской моды. Приталенный силуэт костюма создавался за счет множества вертикальных рельефов, застроченных мелких складок. Традиционным были воротник-стойка, пышные рукава, зауженные к запястью, спинка, выкроенная по фигуре. Грудь обычно украшали кружевом и тесьмой фабричного производства. Праздничные костюмы шились на подкладке из хлопчатобумажной ткани. Юбка шилась из нескольких клиновидных полотнищ, спереди была слегка расклешенная, а сзади – заложена в мелкую складку или густо присборена. Для будничной одежды применялись хлопчатобумажные ткани, для праздничной – шелк, шерсть и их смеси.

В гардероб замужних женщин вошли платья, которые отличались разнообразными вариантами кроя. Они были не только праздничной, но и повседневной одеждой. Можно выделить три типа кроя платьев: широкое прямое на кокетке, платье прямое спереди, с отрезной спинкой, выкроенной по фигуре и платье отрезное по талии. Рукава у всех типов платьев длинные и пышные у плеч, сужающиеся к запястьям, воротник – стойка. Нарядные платья украшали отделкой из тюля и кружева на груди, воротнике, подоле и манжетах, подпоясывали широкими поясами на твердой основе.

В начале XX века в фасон платьев вносятся новые элементы: платья стали более свободного кроя, с заниженной линией плеча, рукава – широкими или цельнокроеными, без манжет, воротник-стойка заменялся на отложной воротник и воротник с запахом, но отделка и декорирование оставалось неизменным атрибутом одежды.

Повседневный и праздничный комплекс женской одежды дополняли косынки и шелковые платки – от небольших детских и девичьих, до широких тяжелых праздничных шалей замужних женщин. Возрастные женщины носили платок, закрепленный на брошь под подбородком.

Во второй половине XIX века под влиянием городской культуры изменяется и мужской костюм: широкое распространение получили сюртуки, пиджаки, жилеты из тканей фабричного производства. Рубахи-косоворотки вытеснились распашными рубахами с отложным воротом. Ф.М. Истомин в «Предварительном отчете о поездке в Печорский край летом 1890 года» пишет: «…обычный летний костюм пустозеров – общерусский, т.е. рубаха, шаровары и высокие сапоги, причем у пустозеров я заметил больше чистоты и щеголеватости; более зажиточные, сверх названного носят жилеты и пиджаки…».   

Зимой теплой верхней одеждой мужчин и женщин, наряду с тулупами из овчины и крытыми шубами, были малицы и совики из оленьего меха.  Малица – длинная широкая меховая одежда в виде рубахи, глухая, сшитая мехом внутрь, с длинными рукавами, высоким воротником-стойкой или капюшоном (сюмой). Поверх малицы для предохранения ее от сырости и грязи надевали маличную рубаху из плотной материи, очень широкую с полукруглым вырезом ворота с широкими рукавами.

Женские маличные рубахи часто шились из хлопчатобумажных, праздничные ‒ из ярких репсовых и шелковых тканей. Если малица была без капюшона, мужчины на голову надевали пыжиковую шапку с короткими или длинными ушами, женщины повязывали платок.

К сожалению, более полной информации по данному вопросу пока обнаружить не удалось, мы не нашли сведений о повседневной, промысловой  мужской и женской одежде, мало сведений о детском костюме. И поэтому дальнейшая работа по изучению истории костюма жителей Нижнепечорья ждет своего исследователя.

 Литература

Бернштам Т.А. Обряд «расставание с красотой». (К семантике некоторых элементов материальной культуры в восточнославянском свадебном обряде)// Памятники культуры народов Европы и Европейской части СССР. - Л., 1982. С. 43–63. (Сборник МАЭ. Т. 38).

Григорьева Г.А. Русский Север глазами рестовратора. Ткани, одежда: каталог выставки. -Архангельск, 2002

Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. - Архангельск, 2000

Журавлева Т.Ю. Ненецкая женская зимняя одежда в собрании Ненецкого краеведческого музея: каталог. - Нарьян-Мар, 2006

Иванова А. Северный русский народный костюм конца XIX- начала XX века из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного исксства. Комплект из 18 открыток. 1993

Истомин Ф.М. Предварительный отчет о поездке в Печорский край летом 1890 года. - СПб, 1890

Латкин В.Н.: к 200-летию со дня рождения: сборник материалов //Сост. Березина Е.П., Гурьева Н.В. - Сыктывкар, 2009

Лютикова Н.П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые корелы»: каталог. - Архангельск, 2009

Пустозерская черновая книга чердынского купца Василия Осиповича Алина  за навигацию 1906 года. Фонды МЗП.

Решаем вместе
У Вас есть вопросы к сотрудникам Музейного объединения НАО? Знаете, как улучшить работу нашего учреждения культуры?  Напишите — решим!