В округе прошли восьмые Пырерковские чтения.


_-_Участники_конкурса.jpg24 марта начался завершающий очный этап окружного конкурса учебно-исследовательских работ им. А.П.Пырерки. Первый день был для участников развлекательно-познавательным – они побывали на месте, где когда-то стоял первый заполярный город Пустозерск.

 

 

 

В этом году до финала дошли 18 исследовательских работ из школ Омы, Красного, Амдермы, Нижней Пёши, Искателей, Ненецкой школы-интерната, НАЭТ, школ № 3, 4 и 5 г. Нарьян-Мара.  Борьба проходила в трех номинациях: информационные технологии, гуманитарные и естественно-научные исследования.

 

1.jpg  

Наиболее широко была представлена номинация «Гуманитарные исследования» - в ней до финала дошло 10 работ. Самой популярной темой была тема Великой Отечественной войны. И это не случайно, учитывая, что в этом году мы отмечаем 70-летие Победы. Например, ученица Искательской школы Горбачёва Валерия, проследила ход войны через плакатное искусство того времени, а  Канюкова Мария, учащаяся из Омы, - сквозь призму солдатских писем. Соболева Татьяна из Омы изучила боевые подвиги и награды участников Великой Отечественной войны, жителей Омского сельсовета. А Сятищева Виктория из пос. Красное - вклад тружеников тыла Ненецкого округа в Великую Победу. Кроме военной тематики были представлены такие темы как: «История и перспективы консервного производства на территории Нарьян-Мара» (Михайлова Александра, школа №4 г. Нарьян-Мара), «Сохранение и развитие культурных традиций ненецкого народа через  творчество самодеятельного фольклорного коллектива «Ханибцё» (Власова Софья, пос. Красное), «Топонимы по дороге от деревни Волоковая до села Нижняя Пеша» (Семяшкина Майя, с. Нижняя Пёша), «Мой прадед (Ледков Иван Петрович) – Нум – тадебя Большеземельской тундры» (Хатанзейская Виктория, пос. Красное), «Летопись 100. Первые страницы. История школы в с.Ома в период с 1913 по 1930-е годы» (Михеева Наталия, с. Ома). В этой номинации не смог приехать на защиту своей работы  Талеев Александр из пос. Амдерма. Тема его исследования - «Отражение ненецкого этноса в географических названиях на карте НАО».

 

_-_Колесникова_Екатерина_ученица_школы_3_Нарьян-Мара_победитель_в_номинации_Естественно-научные_исследования.jpg_-_Сятищева_Виктория_ученица_школы_пос._Искателей._победитель_в_номинации_Гуманитарные_исследования.jpg

Самой малочисленной была номинация «Информационные технологии». В ней до финала дошли только две работы: сайт Выучейской Ирины, ученицы Ненецкой школы-интернат, посвященный А.П. Пырерки, и сайт учащихся пятой школы Вишняковой Ольги и Поташевой Марины «Детская галерея ″Арт-НМ″(арт-нм.рф)». Напоследок, в рамках этой номинации, студентки СГК Канюкова Татьяна и Чуркина Татьяна представили краеведческую игру «Нарьян – Марские гонки», которая прошла вне конкурса, так как, согласно Положению, она не соответствует его условиям. В связи с этим прозвучало предложение внести изменения в Положение и расширить эту номинацию.
В последний день, 26 марта, прошла защита естественно-научных исследований. Здесь до финала дошли 6 работ, тематика которых была крайне разнообразна. Причем 4 из них были подготовлены учениками третьей школы. Чайка Елена изучила факторы, влияющие на артериальное давление в условиях Крайнего Севера. Рочев Григорий определил степень влияния автотранспорта на воздушную среду пришкольной территории. Колесникова Екатерина провела санитарно-бактериологическое исследование смывов на кишечную палочку. А Безумов Антон изучил экологические проблемы реки Печора на территории Ненецкого автономного округа. Правда, он не смог принять участие в очном этапе конкурса. Кроме его работы в этой номинации не участвовало и дошедшее до финала исследование Ледковой Полины из пос. Красное «Сукцессии растительности и рекультивация антропогенно-изменённых ландшафтов окрестностей посёлка Красное и государственного природного заповедника «Ненецкий», 2013 – 2014 гг.». Полина на момент очного этапа была в Москве, где принимала участие в другом конкурсе. Шестая работа в номинации «Естественно-научные исследования» была подготовлена студентом НАЭТ Филипповым Максимом, который представил исследование по энергоэффективности деревянных домов г. Нарьян-Мара.
В ходе защиты каждый из участников должен был достойно представить своё исследование, показать знание темы, уметь отвечать на вопросы жюри. Именно эти критерии окончательно определили победителей и призёров конкурса.
В номинации «Гуманитарные исследования» призёрами стали Соболева Татьяна, Семяшкина Майя и Михайлова Александра, а победителем – Сятищева Виктория. В номинации «Информационные технологии» был определён только победитель. Им стал дуэт Поташевой Марины и Вишняковой Ольги. В номинации «Естественно-научные исследования» призёрами стали Филиппов Максим и Рочев Григорий, а победителем – самая юная участница конкурса Колесникова Екатерина. Победители, призёры и их научные руководители получили дипломы, цветы и денежные сертификаты.

Номинантом на премию для поддержки талантливой молодежи Приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность» стал конкурсант, получивший наибольшее количество баллов. Им стала Сятищева Виктория, победитель в номинации «Гуманитарные исследования».

 

_-_Канюкова_Мария_ученица_школы_с.Ома_-_спец.приз_от_Ненецкого_краеведческого_музея.jpg_-_Власова_Софья_ученица_школы_пос._Красное_-_спец.приз_от_Пустозерского_музея.jpg

 Особым призом и благодарственным письмом от Ненецкого краеведческого музея была отмечена работа Канюковой Марины «Бумажные треугольники войны». А Власова Софья за свое исследование «Сохранение и развитие культурных традиций ненецкого народа через творчество самодеятельного фольклорного коллектива «Ханибцё» получила специальный приз и благодарность от Историко-культурного и ландшафтного музея-заповедника «Пустозерск».